Новости палаты
Воздух в столице Хакасии становится чистым
Столица Хакасии исключена из списка городов с наибольшим уровнем загрязнением атмосферного воздуха. Кроме Абакана, еще четыре города в Сибири исключены из списка самых грязных городов России.
Такие данные приводит Минприроды России в Государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году».
Эксперты связывают улучшение ситуации с погодными условиями. Завершившаяся зима 2019–2020 гг. стала аномально теплой, что позволило частично снизить нагрузку на отопительную систему городов и привело к снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха, в первую очередь бенз(а)пиреном. Также снижению уровня загрязнения способствовали сложившиеся благоприятные метеорологические условия. На территории Сибири осадков выпало значительно больше нормы. В результате в 2020 г. из Приоритетного списка в связи со снижением уровня загрязнения воздуха с очень высокого до высокого были исключены 5 городов, расположенных на территории Сибирского федерального округа:
– Абакан – Республика Хакасия;
– Братск – Иркутская область;
– Иркутск – Иркутская область;
– Лесосибирск – Красноярский край;
– Новокузнецк – Кемеровская область.
Но не только погода влияет на качество атмосферного воздуха. Проблема решается в тех территориях где местные власти уделяют серьезное внимание экологическим вопросам.
В столице Хакасии городе Абакане началась одна из важнейших строек последних десятилетий – возведение теплотрассы, которая в перспективе позволит обеспечить теплом отдалённые от центра девятый и десятый жилые районы города. Это не только улучшит жилищно-коммунальные условия горожан, но станет важнейшим этапом решения экологических проблем республиканской столицы. Данные районы Абакана – это крайне динамично развивающийся кластер индивидуальной жилищной застройки. За последнее десятилетие здесь появилось несколько тысяч домовладений. В районах проживает много молодых семей, однако соцобъектов не хватает. В частности, единственная школа в округе крайне перегружена.
Причиной тому - отсутствие источника централизованного теплоснабжения. С вводом в эксплуатацию новой теплотрассы эти районы получат новый толчок к развитию.
На словах план строительства тепломагистрали, которая соединит два жилых района с общегородской системой централизованного теплоснабжения, выглядит достаточно обыденно, однако проект запланирован масштабный, как с точки зрения работы, которую предстоит сделать энергетикам, так и с точки зрения его социальной и экологической значимости.
– В девятом и десятом жилых районах Абакана – дома индивидуального строительства, частный сектор. Новая магистраль до этих жилых районов решает две задачи: это подключение к теплу социальных объектов и индивидуального жилого фонда и уменьшение нагрузки от печного отопления в частном секторе. Конечно, процесс небыстрый, он будет решаться не за один и даже не за три года, но главное – то, что мы это начали. Федеральные проекты есть и по линии экологии, и по стимулированию развития жилищного строительства. Мы приложим все усилия для того, чтобы войти в эти проекты, получить федеральную поддержку и обеспечить нашим жителям возможность подключения к централизованному отоплению, - отметил глава Абакана Алексей Лёмин.
Трасса берет начало в пятом жилом районе, затем перекинется через федеральную дорогу, вдоль которой пойдёт до улицы Аскизская. Затем трасса пересечёт Аскизскую и будет доведена до улицы Солнечная, где в этом году начнётся строительство новой школы на 250 мест. Энергетики обещают, что к моменту ее подключения к коммуникациям тепломагистраль будет готова.
– Наша задача в этом году – пройти до улицы Аскизская и следующей весной дойти до улицы Солнечная. Основная задача до зимы, пока земля не замёрзла, пройти подземную часть, завершить участок протяжённостью один километр сто метров. К сентябрю следующего года трасса должна быть готова для школы и обеспечена возможность для жителей девятого и десятого жилых районов получать тепло при условии дальнейшего развития квартальных сетей. Стоимость проекта суммарно – 175 миллионов. Сейчас мы строим магистраль. Чтобы нам в дальнейшем полноценно развить сети для жителей девятого и десятого жилых районов, нужны дополнительные вложения. Подключение нескольких тысяч индивидуальных жилых домов без федеральной поддержки, без федеральных проектов выполнить будет крайне затруднительно, - пояснил директор Абаканского филиала «Сибирской генерирующей компании» Андрей Аплошкин.
Но все же главная надежда в том, что постепенно все домовладения двух значимых жилых районов города перейдут на централизованное теплоснабжение. По данным экологов, выбросы печного отопления в Абакане составляют 75% от общего уровня загрязнения воздуха. Как отметил Председатель ХРОО «Экологическая палата Хакасии» Денис Баталов, только на девятый и десятый жилые районы приходится порядка 5, 5 тысяч домовладений.
- Подключение этих районов к централизованному теплоснабжению существенно улучшит экологическую ситуацию в городе, тем более, что по итогам 2020 года, согласно данным Минприроды, Абакан исключен из списка самых грязных городов. А строительство тепломагистрали позволит городу остаться вне такого неприятного списка, - подчеркнул Денис Баталов.
Длина первой очереди трассы, согласно паспорту объекта, составит 1959,7 м, длина трассы второй очереди – 1031,1 м. Первую очередь теплотрассы планируется завершить в третьем квартале 2022 года. В перспективе в районах планируется построить 4 детских сада и 3 школы.
Первый этап работы, который город и энергетики выполнят самостоятельно, обойдется в 175 миллионов рублей. На втором этапе необходимо обустройство внутриквартальных коммуникаций. Общая их стоимость составит порядка двух миллиардов рублей, но для этого Абакан должен войти в федеральные программы, чтобы получить поддержку Федерального центра.