Завкафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев: «Мы все хотим жить на чистой планете»

 

Завкафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев: «Мы все хотим жить на чистой планете»

 

Летом правительство РФ утвердило цели и основные направления «зеленого» финансирования. Страна взяла курс на зеленую экономику. В числе приоритетов - снижение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов, повышение эффективности использования ресурсов, энергосбережение. Подчеркивается, что проект в целом должен позитивно сказываться на состоянии окружающей среды.

Информационное агентство "Хакасия" 19rus.info попросило заведующего кафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрея Тенишева рассказать о перспективах развития данного направления в России и Хакасии. Разговор получился настолько содержательным и интересным, что решено опубликовать его в двух частях.

 

- Андрей Петрович, как вы относитесь к этой инициативе? Насколько она нужна стране в целом и Хакасии в частности?

 

- В целом положительно. Как идея - это хорошо. Переход к низкоуглеродной экономике - это внедрение в промышленное производство, сельское хозяйство, транспорт, производство электроэнергии технологий, которые позволяют производить товары с минимальным выбросом парниковых газов. Минимального объема выбросов парниковых газов необходимо добиться и при эксплуатации зданий и сооружений, техники, потреблении энергии и материалов, утилизации и переработке отходов.

 

Мы все хотим жить на чистой планете и оставить ее такой нашим детям и внукам. Плохо то, что эту хорошую идею пытаются использовать как инструмент недобросовестной глобальной конкуренции. В 2019 году Европейская комиссия презентовала «Европейское зеленое соглашение» - декарбонизацию энергетического сектора и превращение Европы к 2050 году в первый климатически нейтральный континент с полным прекращением выбросов парниковых газов.

 

С 2023 году Европейский союз планирует начать вводить, а с 2025 года облагать «углеродным налогом» импорт продукции из тех стран, где превышены выбросы парниковых газов. В первую очередь это скажется на российские поставках в Европу черных металлов, угля, газа и нефтепродуктов, алюминия, цемента, удобрений и продуктов нефтехимии.

 

Второй по значимости для России экспортный рынок - Китай - в начале года объявил о целях достижения углеродной нейтральности к 2060 году и запустил торговлю квотами на углеродные выбросы. Руководство КНР видит в этом огромные экономические возможности и геополитические преимущества. Сейчас более 50% российского экспорта приходится на топливно-энергетические товары, и потенциальные потери российского бизнеса от мирового перехода к низкоуглеродной экономике по самым консервативным сценариям оцениваются в десятки миллиардов долларов.

 

Нам нужно готовиться к этому и вводить собственные «углеродные налоги», заключив при этом соглашения об избежании двойного налогообложения. Налоговая политика государства должна меняться - загрязнители платят больше, «чистым» компаниям предоставляются налоговые, да и не только налоговые, преференции. При этом значительная часть средств, поступающих от сбора этих «углеродных налогов», должна оставаться на территориях, где компании фактически работают.

 

Россия в 2019 году присоединилась к многостороннему Парижскому соглашению по климату и взяла обязательство сократить объем парниковых выбросов к 2030 году на 25-30% от уровня 1990 года. При этом была сделана важная оговорка - с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов. Она важна, поскольку Россия - мировой лидер по площади лесов. Площадь наших лесов составляет около 809 млн га, это около 20% от всех лесов мира. Леса покрывают почти половину территории страны и оказывают значительное влияние на формирование мирового климата. Таким образом, Россия - экологический донор планеты. Мы больше поглощаем, чем выбрасываем. Это наше важное конкурентное преимущество. Главное - не потерять его и научиться правильно определять и эффективно использовать объемы поглощающей способности наших лесов. Однако России и ряду стран, также богатых лесными площадями, пока не удалось договориться о методологии. Требования к определению «подходящих» лесов подчас абсурдно завышены.

 

Эту норму ни в коем случае нельзя расценивать как возможность не снижать объем выбросов и уповать на то, что наши леса будут забирать необходимые объемы углекислого газа. Но пока мы теряем возможность поглощения выбросов из-за растущего ущерба, который наносят пожары в Сибири и на Дальнем Востоке. Есть большие надежды, что Россия сможет отстоять на международной арене свои позиции, и поглощающая способность наших лесных запасов будет учтена при формировании мирового углеродного баланса.

 

Общая площадь лесов Республики Хакасия составляет более 4 млн га, или 65,3% общей площади региона. В республиканском ведении находятся леса, расположенные на землях лесного фонда, площадью более 3,6 млн га, что составляет почти 90% общей площади лесов Хакасии. Причем в соответствии с Конституцией республики, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и природопользование находятся в совместном ведении региона и Федерации.

 

Доля эксплуатационных лесов в республике невелика. Она составляет менее 40% общей площади лесного фонда. Лес в регионе - больше экологическая система, нежели природный ресурс. У Хакасии высокий потенциал использования лесов в рекреационных целях, для ведения охотничьего хозяйства, заготовки пищевых ресурсов и сбора лекарственных растений.

 

Крайне важно, если история с «зеленой» экономикой будет развиваться, будет создана международная система учета поглощающей способности лесов, будут разработаны механизмы финансовых инструментов декарбонизации, проецировать эти механизмы на наши регионы. В условиях декарбонизации экономики стратегическая цель - сделать леса Хакасии активом, общенациональным достоянием, которое будет приносить большой стабильный доход в бюджет республики. Нам нельзя упускать открывающихся возможностей, чтобы не получилось как с акциями Саяно-Шушенской ГЭС. Ее строили все, находится она на территории Хакасии, но акций у республики не оказалось, дивидендов бюджет не получает, льготной электроэнергии нет.

 

Ну и, конечно, надо отходить от хищнического и потребительского отношения к лесу - вся общественность и СМИ республики говорят о незаконных вырубках леса, шорские общественные организации поднимают вопрос о том, что масштабы использования земель лесного фонда для разработки месторождений полезных ископаемых и геологического изучения недр велики, а способы таких разработок - варварские.

 

- В комментарии РБК по теме низкоуглеродного будущего вы упомянули, что «большие проблемы прогнозируются и в ныне относительно благополучных угольных регионах - таких как Кузбасс и Хакасия». О каких конкретно проблемах вы говорите? Чего ждать Хакасии в ближайшие 10-20 лет в свете планов российского правительства, меняющих подходы к развитию промпроизводства?

 

- Если все эти глобальные планы будут реализованы, то Хакасия не останется в стороне. Два алюминиевых завода, угольные разрезы, Саяно-Шушенская ГЭС, золотодобытчики, Сорский ГОК и ферромолибденовый завод, Тейское и Абаканское рудоуправления, месторождения баритов и бентонитов, сельское хозяйство и леса республики - это все то, что явно свидетельствует об отсутствии углеродной нейтральности республики.

 

Акционеры РУСАЛа - En+ и Sual Partners - решили поддержать выделение высокоуглеродных активов в отдельную компанию. Это должно было стать одним из этапов трансформации компании. Планируется, что у выделенных активов компании будут разные траектории и стратегии декарбонизации их деятельности, но они будут направлены на одну цель, намеченную на 2050 год, - достижение углеродной нейтральности. Новая низкоуглеродная компания AL+ продолжит экспортировать алюминий в страны с высокими требованиями к экологии (например, в Европу и США) и может вскоре достичь лидерства на мировом рынке низкоуглеродного алюминия.

 

Задача другого бизнеса РУСАЛа - провести модернизацию, чтобы выжить в условиях возрастающей конкуренции в новом мире углеродной нейтральности. Саяногорский и Хакасский заводы войдут в состав передовой компаний AL+, и это, несомненно, позитивный факт. Но могут возрасти затраты компании, связанные с модернизацией производств, на финансовое состояние компании негативно повлияет введение углеродных налогов в Евросоюзе.

 

Собственно, к этому РУСАЛ и готовится, преобразовывая компанию и реализуя планы по ее модернизации. Что, собственно, для Хакасии хорошо - в той части, где речь идет о преобразовании компании. Можно прогнозировать, что налоговые отчисления алюминиевого гиганта в бюджеты всех уровней существенно не изменятся. Не очень хорошо то, что программы модернизации и развития производства практически не касаются Хакасии.

 

Уже в 2022 году начнется обновление алюминиевых заводов в Братске, Иркутске, Красноярске, Новокузнецке. Будет обновлена половина мощностей - более 50% электролизеров, работающих по старой технологии, будут заменены на современные РА-550. В итоге потребление электроэнергии снизится на 16,5%, выброс фторидов – на 73%, а бензапирена – на 100%. Корпорация «Енисейская Сибирь», Красноярский край и РУСАЛ реализуют проект «Красноярская технологическая долина». На базе Красноярского металлургического завода и Красноярского алюминиевого завода будут созданы прокатные производства, производства колесных дисков, профилей, товаров народного потребления, в том числе, - спортивной продукции.

 

Проекты перспективные как с точки зрения конкурентоспособной продукции, востребованной как в России, так и за рубежом, так и с точки зрения перспектив вписаться в новую экономику. Корпорация «Енисейская Сибирь» становится драйвером развития региональной экономики – за ней перспектива.

 

- Какие проекты в «Енисейской Сибири» развивают регионы?

 

- Красноярск - технологическую долину и агропромышленные парки, строительство биотехнологического комплекса, Нижнебогучанской ГЭС, новые порты и транспортные хабы, Тува - развитие аэропорта, новая железная дорога, современная медицина и таможенно-логистические терминалы, гостиницы, элеваторы, предприятия по переработке шерсти и производству мясных полуфабрикатов.

 

В Хакасии основные инвестиционные проекты связаны с расширением добычи угля - развитие Бейского каменноугольного месторождения, повышение производственной мощности разреза «Черногорский», развитие участков Майрыхский и Бейский-западный со строительством обогатительного комплекса, поддержание проектной мощности обогатительной фабрики «СУЭК - Хакасия», поддержание производственной мощности разреза «Черногорский», строительство железнодорожного перехода «Бейское каменноугольное месторождение - Хоных - Кирба» со строительством железнодорожного моста через Абакан, создание транспортной инфраструктуры для вывоза угля с Бейского каменноугольного месторождения, создание в Республике Хакасия оператора парка инновационных вагонов для вывоза угля. Да, это тоже надо развивать. Но с точки зрения средне- и долгосрочных перспектив декарбонизации экономики - это путь в никуда.

 

Мир будет сокращать потребление угля - как для отопления, так и для переработки. Перспективу в новых условиях имеет производство углеродных материалов - это инновационный и дефицитный на мировом рынке товар. Но стратегия угольщиков, видимо, другая - быстро и много выкопать и быстро и дорого продать, пока есть спрос на их товар. Это стратегия временщиков, и правительство республики, если оно на самом деле представляет интересы народа Хакасии, должно быть против этого. Совершенно неэкологичные установки сухого обогащения угля, работающие на разрезах, перевалка угля с конвейера на конвейер и при погрузке на железнодорожных станциях - основные источники загрязнения окружающей среды. Есть еще и отвалы...