Вадим Петров: Абакан, Черногорск и Минусинск уже включены в предварительный перечень городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха

 

Вадим Петров: Абакан, Черногорск и Минусинск уже включены в предварительный перечень городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха

 

Член ОНФ Хакассии, сопредседатель Экологической палаты России, советник ФГБУ «ГОИН» Росгидромета Вадим Петров рассказал о перспективах включения Хакасии в федеральный проект «Чистый воздух» и значении эксперимента с бездымным углём. 

О работе с сенатором Жуковым над поправками в федеральный закон о проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ

В течение 2020-2021 годов в Совете Федерации группой сенаторов, включая сенатора от Хакасии Александра Жукова совместно с Экологической палатой России разрабатывался законопроект о внесении изменений в федеральный закон о проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ. К действующим городам-участникам федерального проекта «Чистый воздух» предполагалось добавить перечень конкретных городов, которые, по данным Росгидромета России, имеют наиболее высокие показатели загрязненности атмосферного воздуха. Среди них столица Хакасии Абакан, соседний Черногорск, а также целый ряд других населенных пунктов как Сибирского федерального округа, так и других. Законопроект прошел все необходимые согласования и был направлен в Правительство Российской Федерации в апреле 2021 года.

В рамках весенней сессии 2021 года Совет Федерации одобрил законопроект о внесении изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в Федеральный закон от 26 июня 2019 г. №195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха». По решению Государственной Думы Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, выбран и принят вариант расширить перечень территорий, которые могут участвовать в эксперименте по квотированию выбросов загрязняющих веществ: добавлена формулировка «городские поселения и городские округа с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха». При этом, как следует из текста документа, перечень территорий, сроки и этапы проведения эксперимента, целевые показатели снижения выбросов будут определяться Правительством Российской Федерации.

Тем не менее, выбор варианта оптимизировать действующее законодательство, закрепив в тексте закона возможность для любых городов участвовать в федеральном проекте «Чистый воздух», вне зависимости от текущих данных мониторинга, которые могут измениться, представляется вполне разумным и дальновидным. Теперь не нужно вносить изменения в федеральное законодательство каждый раз, если перечень городов меняется, а все нестыковки можно будет отрегулировать на уровне исполнительной власти, что значительно ускорит процесс принятия решений.

Как теперь будет определяться порядок осуществления эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ, включение в федеральный проект наиболее загрязненных городов, в какие сроки и на каких условиях? 

В рамках реализации статьи 2 уже принятого Федерального закона от 02.07.2021 № 342-ФЗ «О внесении изменений в главу XVI Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статьи 1 и 4 Федерального закона «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» Минприроды России ведется работа по расширению территорий эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ.

Минприроды России совместно с Росгидрометом разработан проект приказа Минприроды России об утверждении методики определения высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха.

В настоящее время проект методики проходит межведомственное согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, после согласования и утверждения проект приказа будет направлен на государственную регистрацию в Минюст России до конца февраля.

За основу методики принят расчет трех показателей состояния атмосферного воздуха: стандартный индекс, наибольшая повторяемость превышений предельно допустимых концентраций отдельного загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, комплексный индекс загрязнения атмосферного воздуха.

В целях расширения перечня городов, включаемых в эксперимент по квотированию выбросов, загрязнение атмосферного воздуха в городе определяется как высокое и очень высокое, если такое загрязнение устанавливалось не менее трех лет в течение пятилетнего периода, предшествующего году определения такого загрязнения.

Принятие распоряжения Правительства Российской Федерации об установлении перечня городских поселений и городских округов, сроков и этапов проведения эксперимента в таких городских поселениях и городских округах, а также целевых показателей снижения в них выбросов запланировано этим летом, до конца июня.

Надо сказать, что города Абакан, Черногорск и Минусинск включены в предварительный перечень населенных пунктов Российской Федерации с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха по результатам анализа данных постов наблюдений, проведенного Росгидрометом.

Сейчас по результатам проведения эксперимента по квотированию выбросов в 2021 году Минприроды России проводится работа по подготовке и актуализации необходимых нормативно-правовых актов, в том числе в части оценки эффективности мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

С начала этого года началась работа по формированию базы исходных данных для проведения сводных расчетов. В 2023 году работа по подготовке сводных расчетов должна быть завершена.

Результаты сводных расчетов представляют собой обобщенные сведения
о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка, на основании данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух всех стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях. По результатам сводных расчетов будут определены основные загрязнители, сформированы перечни опасных загрязняющих веществ и квотируемых объектов.

Что надо сделать Хакасии, чтобы решить проблему чёрного неба и как достичь положительного экологического эффекта от мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух? 

Экологическая ситуация, связанная с загрязнением воздуха в осенне-зимний период в Республике Хакасия, очень сложная. Концентрация вредных веществ в атмосфере превышает предельно допустимые концентрации в несколько раз, а в дни безветрия, к которым географически предрасположена Хакасия – в десятки раз. Ситуация вызывает вполне понятное беспокойство и недовольство населения региона, серьезно влияет на здоровье людей. Растет заболеваемость, например регистрация пациентов, впервые выявленными онкологическими заболеваниями, в Хакасии значительно выше, чем в среднем в Российской Федерации.

В рамках работы над поправками с сенатором Жуковым в 195-ФЗ, который является правовой основой реализации федерального проекта «Чистый воздух», на базе Хакасского государственного университета нами была была проведена широкая отраслевая предэкспертиза вопроса разработки комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Хакасии. Дело в том, что качество атмосферного воздуха в Хакасии во многом предопределено климатом Хакасско-Минусинской котловиной (на территории котловины расположены города Абакан, Черногорск, Минусинск, многочисленные поселки). Именно для этих мест характерно такое явление, как «перевернутая температура». Когда стоит ясная, безветренная погода, все вредные выбросы опускаются над котловиной и задерживаются здесь, порой, на несколько недель.

В ходе экспертной оценки нами было установлено, что в силу этих климатогеографических особенностей Хакасско-Минусинской котловины достижение положительного экологического эффекта от мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух будет возможен лишь в случае разработки мероприятий комплексного плана в привязке к Абакано-Черногорской агломерации (Хакасия) и, возможно, Минусинску (Красноярский край).

Ввиду того, что в рамках 195-ФЗ не определен порядок отбора мероприятий с подтвержденным экологическим эффектом в увязке со снижением выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, равно как и отсутствуют методики расчета экологической эффективности мероприятий, а указанная работа по формированию комплексного плана разрозненно ведется отраслевыми ведомствами, я считаю целесообразным разработку Комплексного плана не в привязке к городам, а к Абакано-Черногорской агломерации в целом, и возможно Минусинском, с учетом обозначенных особенностей климата Хакасско-Минусинской котловины путем качественной и слаженной научно-экспертной проработки мероприятий, ведь от эффективного решения проблемы загрязнения атмосферного воздуха в Хакассии зависит улучшение качества жизни более 400 000 жителей. 

Мне представляется, что подобный подход будет способствовать отбору мероприятий с подтвержденным экологическим эффектом для Хакассии для достижения целей ФП «Чистый воздух» и целевого расхода бюджетных средств, и в случае успешной реализации может быть широко тиражирован на территории как Сибирского федерального округа, который является одним из самых загрязненных по данным Росгидромета, так и в других регионах имеющих схожие проблемы связанные с климатогеографическими особенностями территорий.

Экологическая палата Хакассии запустила эксперимент с бездымным углём в Абакане- вы считаете это решение экологических проблем у нас в регионе? У вас есть план?

Поскольку исследований с получением качественных результатов сводных расчётов Хакасско-Минусинской котловины не проводилось с научно-обоснованной позиции тут говорить сложно. 

И мы видим, что многие жители относятся скептически к тезису о том, что доля угольного отопления в частном секторе является одной из наиболее весомых причин загрязнения атмосферного воздуха. 

Именно для того, чтобы получить доказательные данные, Экологическая палата Республики Хакасия при поддержке СГК и Администрации города Абакана начала эксперимент. Эксперимент небольшой с точи зрения масштаба, около   двух десятков домовладений получили пакеты с бездымным топливом - но это очень важно с точки зрения получения инструментальных замеров. Результаты эксперимента лягут в обоснование необходимости проведения уже работы по всей котловине.

Бездымный уголь – это продукт глубокой переработки бурого угля, по сути, это чистый кокс, спрессованный в брикеты, с очень высокой теплотворностью и низкими выбросами, в отличии от обычного угля. 

Я уже говорил про эффективность экологических мероприятий. Поскольку в ближайшей перспективе газификации Хакасии не предполагается, решение должно быть сложносоставным. Объясню.

Хакасско-Минусинская котловина - это территория с населением почти 400 тыс человек живущих в городах и других населенных пункта. В городах есть многоквартирные дома и частный сектор. Есть другие небольшие населенные пункты.  Частный сектор состоит из двух типов частных домовладений – домов и коттеджей с различиями в отоплении. 

Там, где возможно, перейти на централизованное отопление, прежде всего это многоквартирные дома. 

На какой-то части - на электроотопление. Организация электроотопления возможна и в частных домах, и в коттеджах. Кстати в коттеджах, как правило, электроотопление уже реализовано как вторая система. 

С домами чуть сложнее. Тут требуется организация электрической проводки без увеличения мощности присоединения и без разводки отопления водой, установка электрических настенных конвекторов, масляных радиаторов, теплофонов и пр.

Поэтому для быстрых результатов с адекватной стоимостью - надо будет использовать и бездымное топливо. Для этого и проводится этот эксперимент.

В любом случае очевидно, что требуется системный и комплексный подход, требующий участия всех населенных пунктов, входящих в Хакасско-Минусинскую котловину - без этого вопрос не решить - это очевидно. Поэтому мы и предлагаем формирование Комплексного плана не в привязке к городам, а к Абакано-Черногорской агломерации в целом, и возможно Минусинском, с учетом обозначенных особенностей климата котловины. 

Если с централизованным отоплением МКД все вроде понятно, то проект по переводу на электроотопление частного сектора Хакасии структурно должен будет состоять из трёх частей. Во-первых, сплошное исследование отопления частного сектора. Во-вторых, пилотный проект по переводу на электроотопление нескольких компактных кластеров частного сектора. И только уже после - обоснование эффективности решения проблемы «чёрного неба» в Хакассии путём сплошного перевода всего частного сектора на электроотопление. Но при этом подходе мы добьёмся понимания эффективности.

Отдельно надо сказать о электроотопление. 

Электроотопление имеет целый ряд преимуществ перед дровами и углём: это и полное отсутствие выбросов загрязняющих воздух веществ от сжигания топлива в черте города и быстрота реализации – сплошной перевод частного сектора города на электроотопление, включая модернизацию сетевой инфраструктуры, может быть выполнен за 1-2 года, низкие капитальные затраты на сетевую инфраструктуру и оборудование для перевода домохозяйства на электроотопление в сравнении с любым из видов газификации (сетевой газ, КПГ, СПГ, СУГ), компактность и разнообразность электрических отопительных систем внутри дома (конвекторы, ТЭН, электрокотлы, тёплые полы, ИК-обогреватели, тепловые завесы и т.д.), подходящих как для коттеджей, так и для домов

Но электроотопление требует ряда мероприятий для сплошного перехода на него частного сектора: самое главное это вопрос субсидирования стоимости электроэнергии для нужд электроотопления частного сектора. Кроме того, это и модернизация магистральной и распределительной сетевой инфраструктуры, а также обеспечение частных домов, не имеющих электрического отопления, необходимым оборудованием. При субсидировании цены электроэнергии до уровня 1,0-1,4 руб./кВт*ч электроотопление для частного сектора будет находиться в паритете с ценой тепловой энергии при сжигании дров/угля. А указанную субсидию можно заложить в мероприятия федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология» до 2030 года.  Туда же будут погружены и затраты на оборудование электроотопления в домах. 

Специальная цена для электроотопления частного сектора должна обеспечивается за счет понижающего коэффициента к тарифу для населения.

Введение дополнительных понижающих коэффициентов возможно в различных вариантах с минимальными изменениями действующего федерального законодательства в сфере электроэнергетики - мы с сенатором Жуковым сейчас прорабатываем это направление с точки зрения  законодательной инициативы. 

Самое главное, что у нас есть понимание как добриться быстрых результатов для эффективного решения проблемы и реализация этих планов возможна в ближайшие 1,5-2 года - а наш опыт будет полезен и другим регионам Сибири.